По своему первому образованию я врач - педиатр, поэтому к детям я всегда отношусь с особым вниманием и профессиональной «придирчивостью». У меня есть своя шкала субъективной оценки: дети «деревни» и дети «города».
Дети «деревни» имеют здоровую осанку, много двигаются, лазают, прыгают, играют на открытом воздухе, часто ходят босиком, одеты не по погоде, к гаджетам не приучены, питаются простой, естественной едой, спят с открытым окном, встают под «крик петуха».
Дети «города» имеют не совсем здоровую осанку, ткани рыхлые, мышцы мягкие. Гуляют в искусственных огороженных секциях, в спецодежде, защищённой от "опасной" окружающей среды специальной мембраной. В школу ходят не больше километра, а чаще на транспорте. В перерывах предпочитают воспользоваться гаджетами, а не побегать. Уроки физкультуры воспринимают, как самые «противные» уроки.
Я прекрасно понимаю, что мы все живём в искусственно созданной городской среде, где формировать ребёнка «деревни» не просто. В этой статье я поделюсь с вами советами, как мы можем помочь формироваться нашим любимым и прекрасным малышам.
Совет I. Начните с себя.
Важно начать самому заниматься коррекцией своего опорно-двигательного аппарата. Не путайте занятия спортом и физкультурно-оздоровительную деятельность. Если папа или мама каждое утро или вечер берут коврик и начинают делать коррекционные упражнения, ребёнок это видит и сканирует.
Мне очень приятно, когда мои дети подходят ко мне и просят сделать с ними зарядку, но , правда, это происходит не очень часто.
Важно помнить, что наши дети смотрят на нас и неосознанно считывает наши движения. Если мы двигаемся «некрасиво», линейно, зажато, горбимся, «скрючиваемся», много сидим, смотрим в гаджеты, то дети это видят и нас копируют! К своему двигательному поведению в присутствии детей нужно подходить очень ответственно!
Мы много говорим про психологию и поведение, как часто принято говорить, все наши родительские ошибки дети будут во взрослом возрасте обсуждать с психотерапевтом.
То же самое касается двигательного воспитания, большинство травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата имеют предпосылки, которые сформировались с детства в результате формирования неправильной осанки и паттернов движения.
Следите за осанкой, сидите ровно, не кладите нога на ногу, не залеживайтесь на диване с чипсами, не увлекайтесь мягкой мебелью, будьте активны и здоровы!
Совет II. Дайте ребёнку двигательную свободу.
Гиперопека на детских площадках — «аккуратно, не лезь, медленнее, не поднимайся высоко» и множество других команд на подсознательном уровне «перепрошивают» ребёнка, у него формируется страх движения.
Особенно нужно обращаться внимание, когда детьми занимаются бабушки или очень «пугливые» няни. Они свои двигательные страхи, блоки, невысокую функциональность транслируют детям.
Конечно следить надо, особенно на площадках где, //хочется сказать очень грубо// тяжёлые (не на цепочке и резиновым покрытием) качели и «детины», которые не обращают внимание на малышей, раскачиваются до неба.
Говорю вам, как отец троих детей. Здорово, что сейчас появляются детские центры, где можно прыгать, бегать, лазать. Пусть это искусственные условия, но это лучше, чем ограниченное пространство дома.
Если говорить про квартиру, то тут, также нужно делать не просто детскую комнату, с акцентом на стол с компьютером, а вместо стола лучше поставить спортивный комплекс и сделать микро спортивный городок.
Раньше в деревнях все пространство работало на физическое развитие, сейчас важно, хотя бы частично, это моделировать. Нужно давать ребёнку возможность дома веселиться, без криков «не прыгай на диване, дай отдохнуть». Ребёнок должен много двигаться, если этого желания нет, это не нормально. Помните это.
Совет III. Детские секции
Во-первых, не нужно свои нереализованные амбиции транслировать на детей.
Наш папа всегда мечтал быть великим футболистом, не получилось, но пусть будет сын. А маме нравится из своих детей делать "Кена" и "Барби", поэтому они с утра до ночи танцуют латино на турнирах. А этот папа решил свои не реализованные бизнес идеи направить на сына, инвестируя в его будущие, великого теннисиста.
Я глубоко убеждён, что каждый ребёнок имеет право на детство, я против супер образования с 2 лет 3 языка или в 5 лет великий чемпион. Я за здоровое «разгильдяйство», свободу и личный выбор.
Если говорить про секции, то прежде чем начинать «специализировать» ребёнка в какой-то дисциплине, при большом желании, надо полностью восстановить осанку! Это глубокое заблуждение, что спорт сделает ребёнка ровнее! Скорее наоборот — спорт сделает ребёнка кривее. Любой спорт.
Что делать?
Искать хорошего врача лфк и работать, работать, работать. Если нет специалистов, то я рекомендую всё по чуть-чуть. В данном случае, принцип универсализации намного грамотнее, чем принцип специализации.
Например.
Пн — футбол 1 раз в неделю,
Вт — плавание 1 раз в неделю,
Ср — гимнастика 1 раз в неделю,
Чт — теннис один раз в неделю и т.д.
Если нет такой возможности, то ищите грамотного тренера в конкретном виде спорта.
Совет IV. Детский тренер
Мне повезло, я знаю прекрасных детских специалистов по физическому воспитанию. Только вдумайтесь, как красиво звучит ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Как вы думаете, какая у них основная цель? Воспитать чемпиона?! Конечно нет!
Хорошего детского тренера со здоровой психикой это интересует в последнюю очередь. Первая и основная задача — привить здоровую любовь к спорту и тренировочному процессу. Важно воспитать самодисциплину, самоуверенность, самостоятельность, умение проигрывать и другие важные качества, которые очень пригодятся во взрослой жизни.
Если говорить про физическое воспитание, то важно «залить» фундамент разносторонней общей и специальной физической подготовки, всё это «упаковать» в игры и веселье.
Ребёнок после тренировки должен приходить счастливым и спокойным. Он должен очень-очень ждать и хотеть идти на следующую тренировку.
Я считаю, что нужно искать не конкретную секцию, а конкретного специалиста, не важно какой вид спорта.
Поверьте, такие специалисты есть